Зажигание свечей в Храмах — это древняя традиция, которая имеет глубокие корни в истории религии. Она символизирует свет веры и духовное просвещение.
В христианской религии свечи и лампады играют важную роль в богослужениях. Их использование не ограничивается только определёнными ритуалами, но и является неотъемлемой частью духовной практики.
Уже в Ветхом Завете, когда был построен первый храм Божий, службы проводились при свете светильников, как того требовал Господь (Исход 40:5, 25). Этот обычай был перенят и новозаветной церковью.
В Деяниях апостолов упоминается, что во время богослужений также зажигали светильники. Например, в Троаде, где последователи Христа собирались в первый день недели (воскресенье) для преломления хлеба, то есть для совершения Евхаристии, в горнице было множество светильников (Деяния 20:8). Это свидетельствует о том, что свечи использовались не только для освещения, но и имели глубокий духовный смысл.
Традиция приносить лампаду на вечернюю службу стала основой современного порядка вечернего богослужения, которое начинается с пения древнего гимна «О, Иисус Христос, Свет радостный…». Этот гимн выражает христианское учение о духовном свете, который озаряет человека во Христе, Источнике благодатного света.
Утренняя служба «Утреня» также связана с идеей света Христова, проявленного в Его воплощении и воскресении.
Отцы Церкви подчёркивали духовное значение свечей. Тертуллиан во II веке писал: «Мы никогда не проводим службу без свечей, но мы используем их не только для того, чтобы рассеять ночную тьму, мы проводим службы и при дневном свете. Но это не для того, чтобы рассеять тьму, а чтобы представить Христа, несотворённый Свет, без которого мы блуждали бы средь бела дня, как во тьме» [Сочинения, 3-е изд., Киев, 1915, с. 76].
Блаженный Иероним, живший в IV веке, писал, что во всех восточных церквях свечи зажигают даже днём, когда читают Евангелия, не для того, чтобы рассеять тьму, а в знак радости. Под этим фактическим светом они стремятся ощутить тот Свет, о котором мы читаем в Псалмах (119:105): «Слово Твое — светильник ногам моим и свет пути моему» [Сочинения, часть IV, 2-е изд., Киев, 1900, с.301-302].
Святой Софроний, патриарх Иерусалимский, писал в VII веке: «Лампады и свечи символизируют вечный свет, а также свет, исходящий от праведников» [Сочинения святых отцов…, Санкт-Петербург, 1855, т. I, с. 270].
VII Вселенский собор постановил, что в Православной церкви святые иконы и мощи, Крест Христов и Святое Евангелие должны почитаться каждением и возжиганием свечей. А блаженный Симеон Солунский (XV век) писал, что свечи также возжигаются перед иконами святых ради их добрых дел, сияющих в этом мире [Сочинения, Москва, 1916, с. 108].
Православные христиане возжигают свечи перед иконами, выражая свою веру и надежду на помощь Бога, которая всегда приходит к тем, кто обращается к Нему с верой и молитвой. Свеча также является символом нашей горячей и благодарной любви к Богу.
Во время чтения двенадцати Евангелий от Страстей Христовых на утрене Великой пятницы верующие держат свечи, переживая страдания Господа и сгорая от любви к Нему. У русских православных христиан есть традиция брать домой с этой службы зажжённую свечу и осенять ею двери в память о страданиях Господа и в качестве защиты от зла.
На Вечерне в Великую пятницу, когда из алтаря выносят Плащаницу, а также во время Плачевной заутрени в Великую субботу верующие стоят с зажжёнными свечами, выражая свою любовь к Распятому и Умершему Христу и веру в Его светлое Воскресение.
В день Пасхи, с момента крестного хода вокруг храма, в память о мироносицах, которые с горящими светильниками шли к гробнице Господа, верующие держат зажжённые свечи до конца Пасхального богослужения, выражая свою радость и духовное торжество.
С древних времён на богослужениях используются специальные подсвечники. Верующие благоговейно склоняют головы, когда епископ благословляет их дикирием, символизирующим две природы Христа — Божественную и человеческую, и трикирием, символизирующим Святую Троицу.
Свечи также зажигаются во время совершения Святой Евхаристии.
Таинство Крещения совершается в полном облачении священника, при зажжённых свечах.
Перед купелью для крещения зажигают три свечи в знак того, что Крещение совершается во Имя Святой Троицы. А крещаемый (если он взрослый) и восприемники держат зажжённые свечи в руках во время обхода купели в знак радости по поводу принятия нового члена в Церковь Христову.
Во время церемонии обручения священник вручает жениху и невесте зажжённые свечи перед тем, как они войдут в церковь для принятия таинства брака. На протяжении всего обряда они держат зажжённые свечи как символ глубокой любви друг к другу и желания жить с благословения Церкви.
Во время таинства миропомазания вокруг сосуда со святым елеем зажигают семь свечей как знак благодатного действия даров Святого Духа.
Когда тело усопшего вносят в церковь, вокруг гроба ставят четыре свечи, образующие крест, чтобы показать, что усопший был христианином.
Во время похоронной службы, а также поминальных служб верующие стоят с зажжёнными свечами в знак того, что душа усопшего покинула этот мир и вошла в Царство Небесное — неугасимый Божий свет.
Во время вечерней части Литургии Преждеосвященных Даров священник благословляет прихожан зажжённой свечой и кадилом, провозглашая: «Свет Христов просвещает всех!»
В канун Рождества Христова и Богоявления зажжённая свеча ставится перед праздничной иконой в центре церкви, чтобы напомнить нам о рождении и явлении на земле Христа, нашего Спасителя, Дарующего Свет.
На всех Божественных литургиях зажжённые свечи проносят во время богослужения в разных частях храма. Таким образом, свечи и лампады зажигаются на всех церковных службах, и все они имеют большое разнообразие духовных и символических значений. Ибо это Бог, Который сказал: «Да воссияет свет из тьмы», и Который воссиял в наших сердцах, чтобы дать свет познания славы Божьей в лице Христа (1 Кор. 4:6).
Зажжённые свечи в церкви являются выражением поклонения и любви верующих к Богу, их жертв Ему, а также их радости и духовного триумфа Церкви.
Горящие свечи напоминают о Неугасимом Свете, который в Царстве Небесном радует души праведников, угодивших Богу.