В отличие от художника, иконописец в традиционном понимании не создаёт конкретный образ. Он выступает как проводник божественной истины. Именно поэтому до XVII века на иконах почти не встречаются авторские подписи.
В 1551 году состоялся Стоглавый собор, на котором были сформулированы требования к иконописцам. В результате были созданы «Новгородские таблицы», ставшие эталоном канонических иконографий. В этих таблицах было показано, как правильно изображать те или иные сюжеты.
По решению собора иконописцы были признаны особым церковным чином, младшими клириками. Иконы Андрея Рублёва были объявлены эталоном каноничности. Высокие требования к качеству иконописи и к личностям, создающим иконы, специфика мастерства сложили особую терминологию и специализацию:
- Знаменщик — это опытный мастер, который разрабатывает рисунок будущей иконы.
- Доличник — это специалист, отвечающий за создание одежд, пейзажей и других элементов иконы, за исключением лиц. Среди доличников можно выделить несколько специализаций:
- Травщик — рисует растения;
- Платечник — занимается одеждой;
- И другие.
- Личник — это мастер, который пишет лики, руки и другие открытые части тела. Его работа занимает центральное место в иконе, так как именно он создаёт образы святых. Личник добавляет пробела — мазки белой краской, которые подчеркивают форму на лике, что, в свою очередь, влияет на душевное состояние молящихся в храме. Искусство личника всегда было особенно высоко ценимо.
- Жалованный иконописец — это мастер, который работает при дворе царя или патриарха и получает постоянное жалованье.
- Кормовой иконописец — это специалист, которого нанимают на время выполнения заказа. Он получает вознаграждение в виде «корма».
- Городовой иконописец — это художник из другого города, которого вызывают для выполнения крупных работ в центральных городах или монастырях.
- Фурильщик — это мастер, который придаёт свежей иконописи характер «старой».
Чтобы стать настоящим мастером иконописи, художник должен обладать уникальными душевными качествами и глубокой верой. Пост и молитва являются важными составляющими, которые позволяют художнику достичь вершины мастерства, словно дар свыше.
В 1551 году на Стоглавом соборе были сформулированы строгие требования к иконописцам. Они гласили: «Иконописцу надлежит быть смиренным, кротким, незлоречивым, несклонным к шуткам, не сварливым, не завистливым, не пьяницей, не грабителем и не убийцей».
В средневековом иконописании существовало три основных принципа. Первый — это образец, который служил основой для создания икон. Второй — это «чин», которому придавалось огромное значение как основополагающему принципу средневековой культуры. Безчиние было категорически запрещено, а «самочиние» осуждалось как смертный грех.
Третьим принципом было «талант» — дар, данный Богом, а также «учение иконного письма», «рукоделие» и «премудрое» искусство, о которых говорилось в 43-й главе «Стоглава».
Исходя из этого можно вынести, что иконописец — это художник, который создает канонические изображения святых и других персонажей, связанных с христианской традицией. Иконы являются неотъемлемой частью церковного убранства.
Православная церковь строго регулирует содержание, цветовую гамму, атрибуты и фон икон. Не каждый художник, создающий картины или иллюстрации, может считаться иконописцем.
Настоящий иконописец должен быть глубоко верующим человеком. Он творит иконы в соответствии с установленными правилами и канонами, используя как традиционные, так и современные техники живописи.
Иконописец работает по благословению церковных властей и создает иконы для конкретных храмов или для широкого использования в местах богослужений. Однако церковь ценит не столько технику исполнения, сколько духовное наполнение и смысл икон.